Презентация
[Скачать с сервера ( .pdf , 5.77 Mb) ]
Материалы к собранию родителей будущих первоклассников
Как понять, что ребенок готов идти в школу, и что он должен уметь к первому классу
По закону каждый ребенок имеет право на получение образования, когда достигает возраста шести лет и шести месяцев, если при этом отсутствуют противопоказания по состоянию здоровья. Верхняя граница — 8 лет.
Если ребенку меньше семи полных лет, всегда остается вопрос: а не рано ли ему идти в первый класс?
Переход от дошкольного этапа к школьному — волнующий момент для всей семьи.
У родителей будущих первоклассников немало тревог: меняется жизнь не только ребенка, но и всей семьи.
Учеба для первоклассника — это физическая нагрузка, и немалая. Да, хороший учитель будет делать на уроках физкультминутки, менять ритм обучения, но все равно — ученику придется сидеть по 4–5 часов за партой.
А вдруг малыш плохо готов в школе?
А если он будет самым младшим/старшим?
Вдруг он не подружится с учителем или не найдет друзей среди сверстников?
Подобные страхи обоснованы. Даже если вы уже выбрали школу и пообщались с педагогом, первый учебный год — это неизвестность.
Как с ней справиться? Главное — понять, в чем причина переживаний.
Волнуетесь, что у ребенка не сложатся отношения с педагогом и детьми?
В ваших силах обсудить с ребенком его ожидания от школы, ребят, с которыми он там встретится, учителя. Обратите внимание на коммуникативные навыки ребенка — как он знакомится с детьми в парках, боится ли задавать вопросы, умеет ли рассказывать о себе.
Тревожитесь, что ребенок будет старше или младше остальных?
Здесь снова помогут разговоры и наблюдение: в детском саду ребенку комфортно общаться с одногруппниками? А с незнакомыми детьми старше или младшего него он может найти общий язык?
К семи годам у детей совершенствуются многие навыки, которые начали развиваться в дошкольном возрасте. Это касается как физических характеристик, когда ребенок становится выносливее, может делать несколько дел одновременно, совершенствуется его центральная нервная система, улучшается моторика и координация движений, так и психических — проявляется логическое мышление, способности к произвольному вниманию и запоминанию. Дети учатся систематизировать, анализировать, сосредотачиваться на нужных, а не только интересных вещах.
Чем старше становится ребенок, тем активнее он познает мир с помощью обучения.
Мотивацией для малышей является интерес.
Произвольная мотивация (делаю, потому что надо) появляется с созреванием лобных долей головного мозга. Лобные доли созревают примерно в шесть-восемь лет. До появления произвольной мотивации ребенок к школе не готов — мозг еще не созрел.
Главная особенность этого периода — смена ведущей деятельности. У дошкольников главный способ развития и познания — игра.
К семи годам она все еще занимает важную часть жизни, сами игры становятся сложнее и многограннее. Чем старше становится ребенок, тем активнее он познает мир с помощью обучения.
Именно этот фактор — смена игровой деятельность на учебную — должен быть главным при принятии решения о том, когда отдавать ребенка в школу — в 6, 7 или 8 лет.
Многие родители считают, что ориентироваться стоит не на возраст, а на готовность ребенка к школе.
Опрос, проведенный среди родителей, показал, что большинство родителей — 81% — считают, что оптимальный возраст для первоклассника — 7 лет. По мнению респондентов, к семи годам ребенок уже наигрался, ему проще будет усваивать непростую школьную программу, находиться в школе в течение продолжительного времени. 15% респондентов считают, что в школу можно пойти в 6 лет, потому что «чем раньше, тем лучше». Многие родители ответили, что ориентироваться стоит не на возраст, а на готовность ребенка к школе. Что это означает?
Родители, озабоченные готовностью детей к школе, делятся на две группы. Одни под подготовкой к школе имеют в виду умение читать, считать, писать (говорить по-английски, решать дифференциальные уравнения) — то есть интеллектуальное развитие. Других волнует психологическая готовность и созревание головного мозга.
Есть еще две группы родителей. Одни считают, что ребенку в восемь лет в первом классе скучно, другие — что в шесть с половиной трудно.
Если у вас сын, наверняка вы думаете про армию. Желание отдать мальчика в школу пораньше, чтобы у него был запасной год, можно понять. Увы — если ребенок не готов, спешка может испортить отношение к учебе.
Кто прав? Ответ простой. Правы родители — именно они несут ответственность за своих детей. Какое бы решение вы ни приняли, оно будет верным. Главное, принимать его осознанно.
Все дети разные. Шестилетка может быть готов к школе психологически, физиологически и интеллектуально. Но, по моему опыту, это скорее исключение. Я за то, чтобы дети шли в школу после семи лет. Шестилетки быстрее утомляются, а нагрузка у нас большая — в первом классе по 5 уроков. Детям надо доиграть — так им будет проще расстаться с игрушками, перейти к обучению.
Есть и другие моменты, которые стоит учитывать при принятии решения, отдавать ли ребенка в школу в этом году.
Организационные вопросы
Дети, которые ходят в муниципальный или в частный сад с группами по возрастам, а не смешанными, как правило, идут в школу после выпуска из садика.
Если вы считаете, что ребенок еще мал для школы, где он будет находиться еще один год?
Дома с кем-то из родителей, бабушками-дедушками, няней?
Это вариант.
Кто будет забирать ребенка
Когда вы подаете документы в школу (прием начинается в феврале), нужно планировать — кто и как будет отводить первоклашку на учебу и забирать. Занятия начинаются обычно в 8:00 .
В первом триместре в первых классах всего четыре урока, они заканчиваются в 11:35.
Продленка есть , но детям часто тяжело там находиться. Этот вопрос бывает настолько сложен, что многим мамам выгоднее не работать в первый школьный год.
Дорога до школы
Прекрасная школа во дворе — редкое везение. Выбор обычно такой: обычная или плохая школа в двух шагах или хорошая в часе езды. Подумайте, что для вас важнее — чтобы ребенок смог подольше спать утром или высокий академический уровень (подсказка: здоровье дороже).
Кружки и секции
Если до школы ребенок ходил на несколько дополнительных занятий, возможно, в первый школьный год придется оставить только самые любимые. Имеет смысл за несколько месяцев до 1 сентября решить вместе — от каких кружков он готов отказаться (подсказка: спорт повышает адаптационный ресурс).
Если вы решили, что ребенок пойдет в школу в этом году
Процесс обучения в школе построен так, что ребенку постоянно приходится следить за чужой мыслью и выполнять какие-то действия по заданию другого человека
Есть несколько навыков, с которыми у детей чаще всего бывают проблемы в первом классе. Их вы еще успеете развить в ребенке:
Умение концентрировать внимание на том, что говорит учитель.
Способность понять и запомнить задание, которое дает учитель.
Способность управлять своим телом: спокойно сидеть за партой и делать то, что нужно, в нужный момент (то есть открыть тетрадь, взять ручку и писать, например). Дети, плохо владеющие телом, тратят много сил на то, чтобы «держать» тело, писать, доставать из портфеля то, что нужно, и поэтому быстро устают и плохо усваивают материал.
Как понять, что ребенок готов к школе
Произвольное внимание
Способность удерживать внимание не на том, что интересно, а на том, на чем просит сосредоточиться педагог, — один из важнейших навыков подготовки к школе. Рассчитывать на то, что все 30 минут ребенок в первом классе будет сосредоточенно слушать учителя и запоминать всю нужную информацию, не стоит. Но если вы, занимаясь с ребенком дома, замечаете, что приходится постоянно удерживать его внимание, подумайте, как он будет справляться с поставленными задачами в классе? Ведь там, помимо непосредственного обучения, ему придется думать о том, какой учебник достать, где взять ручку, как ответить соседу по парте и не посмотреть в окно.
Задача учителя — увлекать детей, преподавать так, чтобы они меньше отвлекались. Но если у ребенка не развито произвольное внимание, педагог может не справиться, это плохо повлияет на успеваемость и адаптацию первоклассника.
Хорошая новость: произвольное внимание можно тренировать. Делать это просто: читайте вместе, а потом обсуждайте, что ребенок запомнил, играйте в настолки, доставайте развивающие книги-иллюстрации, где надо искать маленькие детали, купите журналы, в которых надо найти отличия. Даже простая прогулка по лесу может стать способом потренировать произвольное внимание: попросите ребенка найти желтый цветок, потом — птичку с красной грудкой, а следом — пенек.
Тренируйте произвольное внимание: читайте вместе, а потом обсуждайте, что ребенок запомнил.
Умение общаться с другими взрослыми
Умеет ли ребенок просить о помощи, если что-то случается
Понятно, в классе обращаться надо к учительнице, подняв руку.
А если ребенок потерял ботинок в раздевалке?
Он точно не растеряется?
Не пойдет ли домой из школы по лужам в туфлях?
Он сообразит, что делать, если потерял телефон или портфель?
Если его в коридоре хватает за рукав чужая учительница и говорит: «Пойдем-ка со мной, ты без сменки» — он знает, как себя вести?
Ребенок знает номера телефонов родителей наизусть?
Задать вопрос, обратиться за помощью, не побояться отпроситься в туалет на уроке или уточнить, если что-то осталось непонятным. До семи лет главные взрослые в жизни ребенка — родители. В школе же ему придется сталкиваться с самыми разными людьми — от охранника на входе до учителей и директора. Умение найти с ними общий язык и при этом донести свою точку зрения — еще один важный навык, на который стоит обратить внимание. обращаться по имени отчеству, а не “тетенька”, “учительница” (так порой говорят и родители)
Школа — это социум. Ребенок к первому классу должен уметь понимать инструкцию взрослого человека, не члена семьи.
«Достали учебники. Взяли ручки», — как показывает мой опыт, даже такие простые инструкции многие дети не понимают. У тех, кто ходил в садик, проблем меньше, а вот «домашние» дети часто просто не слышат посторонних взрослых.
К выполнению простых инструкций надо готовить детей лет с пяти. Да и с детсадовцами бывают проблемы, родители могут внушать ребенку, что правильно — только то, что говорят они, а остальных слушать не надо.
В первом классе у ребёнка сменяется авторитетный взрослый: вместо родителя им становится первый учитель. Нормально слышать «А вот Елена Васильевна сказала делать не так». Не нормально, если Елене Васильевне приходится выслушивать, что бабушка велела раскрашивать другую страницу.
Но и тут важно не переборщить: ребенок не должен любого взрослого воспринимать как истину в последней инстанции.
Дети должны понимать границы.
Когда учитель говорит: «Взяли ручки и пишем» — это надо выполнять.
Когда незнакомец на улице подходит и говорит: «Идем со мной» — ни в коем случае!
Ребенок в 5–6 лет такие границы уже в состоянии усвоить.
Умение общаться с детьми
В школе много детей. Не только одноклассники, с которыми тоже надо будет налаживать отношения, но и другие ребята, с которыми ваш ребенок может сталкиваться в раздевалке, на переменах, в столовой. Здесь важно, чтобы ребенок умел реагировать на происходящее в коллективе по-разному: отстаивать свою точку зрения и защищаться, соглашаться и отходить в сторону, делиться и поддерживать. (мой самый лучший, ничего плохого сделать не может)
Эмоционально-волевая зрелость
В первом классе нет оценок, зато есть оценивание. Как со стороны учителя, так и со стороны детей. Важно, чтобы ребенок, если ему указали на ошибку, мог воспринять эту информацию правильно. Расстроиться и в дальнейшем попробовать исправить — это нормально, заплакать и накричать на учителя — нет. (обругать матом)
Умение владеть своими эмоциями — навык, напрямую определяющий школьную успешность. Как академическую, так и социальную. Без него ребенку будет не только сложно найти друзей, но и продемонстрировать все свои умения.
Физиологическая зрелость
Чем ребенок будет заниматься в школе?
Учиться читать, писать, общаться со взрослыми и детьми. А еще он будет сидеть. Несколько часов подряд.
Как к этому подготовиться? Лучшее, что вы можете сделать для пока еще неусидчивого ребенка, — отправить его бегать, прыгать, играть в мяч, плавать, кататься на лыжах. То есть делать все, кроме статичного сидения за партой или перед экраном. Проще говоря — дайте ребенку напрыгаться и набегаться до школы, чтобы потом он мог просидеть пять уроков подряд, не ерзая и не скатываясь под парту от переутомления.
Лучшее, что можно сделать — отправить ребенка бегать, прыгать, играть в мяч, плавать, кататься на лыжах.
Самостоятельность и бытовые навыки
Умеет ли ребенок себя обслуживать
Ответ на этот вопрос важнее, чем знание букв и цифр.
Сможет ли ребенок сам переобуться в сменку?
Сможет ли сам сложить в мешочек уличные ботинки, упаковать в пакет теплые штаны, кофту, шапку, шарф, варежки и все это разместить в раздевалке?
Сможет ли найти нужное в портфеле и сложить после уроков обратно?
Сможет ли сам отыскать кабинет, если замешкался в столовой?
Найти дорогу до кабинета, если прозвенел звонок, а он еще в раздевалке?
Сможет ли переодеться перед физкультурой?
Сам найти спортзал?
Справится ли девочка со школьным унитазом?
Не забудет ли мальчик застегнуть ширинку после туалета?
В школе ребенку не будут помогать застегивать куртку, завязывать шнурки, надевать кроссовки на физкультуру или разыскивать носки, которые остались в раздевалке. Теперь ребенок сам должен следить за своими вещами, самостоятельно готовиться к уроку, контролировать время, учиться следить за выполнением домашнего задания.
Пресловутые шнурки завязывать не обязательно — просто купите ребенку всю обувь на липучках, упростите всем жизнь. Но ребенок должен уметь снять и надеть штаны целиком, а не застывать в одной штанине, задумавшись о жизни. Должен уметь надеть куртку и намотать шарф — пусть криво-косо, учитель поправит. Но процедура одевания-раздевания «от и до» должна быть освоена.
Принимая решение, во сколько лет отдавать ребенка в школу, обратите внимание на эти параметры. Чтение и счет — важные навыки, но они не являются ключевыми для освоения программы первого класса и не могут гарантировать легкую адаптацию.
Готовность ребенка к школе — это совокупность нескольких факторов. Задача родителей — внимательно присмотреться к будущему первокласснику и провести время перед школой с пользой.
Старайтесь больше общаться с детьми. Разговаривайте, обсуждайте, говорите про школу. Не транслируйте свой негативный школьный опыт на детей — они все слышат и понимают. Будьте с ними честны: да, в школе может быть сложно, но получение знаний, статус «ученика» — это очень ценно и интересно.
Это важные моменты.
Умеет ли есть вилкой?
Да, многие дети к 7 годам умеют пользоваться только ложкой. У меня был первый класс, где из 30 ребят 10 не умели есть вилкой. А мамы с сознанием своей правоты сообщали: «Дома я его кормлю». (йогурт до школы)
Дома вы можете общаться с ребенком, как хотите, но в школе он должен уметь взять тарелку и держать ложку и вилку. Перемена короткая, и если ребенок не будет уметь есть сам, он останется голодным.
Вам смешно? Учителям не очень: есть дети, которые в первом классе могут есть только ложкой. Взять и донести тарелку до стола или пользоваться вилкой они не умеют – потому что дома их кормят.
Дома можно кормить как угодно, но к школе надо научить делать все аккуратно и быстро: перемены короткие, а сидеть голодным на уроках или перебиваться перекусами – прямая дорога к «школьному гастриту» и плохой учебе.
Чтобы определить, готов ли ребенок к школе, смотрите только на него.
Не на соседей, не на учителей.
В программе начальной школы нет ничего, что потом нельзя наверстать за пару месяцев.
Главное, не отбить у ребенка желание учиться
Все классы начальной школы обучаются по учебно-методическому комплексу “Школа России”
В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге.
При этом в нем бережно сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие возрастные особенности детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала и др.
Авторы учебников и учебных пособий взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено в практике отечественного образования, доказало свою доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка
Учебники выдаются школьникам бесплатно из библиотечного фонда школы.
Педагог может рекомендовать учащимся дополнительно какие – либо пособия.
Этот вопрос обсуждается на родительском собрании.
Обязательна ли школьная форма в 1 классе?
Да.
Обязательное ношение школьной формы в России введено с 1 сентября 2013 года.
Каждое образовательное учреждение само решает, как должна выглядеть форма.
Режим работы гимназии?
Начало занятий – 8 часов
Учимся по триместрам ( 5 недель учимся – 1 неделя каникулы)
Какие учебные предметы являются обязательными?
Как в школе организована внеурочная деятельность учащихся
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Существуют ли особенности в режиме дня первоклассников?
Безусловно, у первоклассников должен быть особый режим дня.
В первом полугодии уроки длятся 35 минут, в середине каждого урока проводятся 1-2 физкультурные минутки, чтобы им легче было привыкать к новому виду деятельности – учебной.
Во втором полугодии уроки по 40 минут
Группа продленного дня (ГПД)
Функция ГПД – осуществление присмотра и ухода за детьми. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно- бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона).
При комплектации групп продленного дня учитывается обеспечение возможности времяпрепровождения детей в школе под присмотром взрослых.
Время работы с 13.00 – 18.00.
Заявление родителей о зачислении ребенка в группу продленного дня подается с 1 сентября каждого учебного года.
Есть ли в 1 классе домашние задания?
Домашних заданий в 1 классе нет.
Однако если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые может предложить учитель.
Почему учителя не ставят отметок в 1 классе, ведь родители хотели бы знать об успеваемости своего ребенка?
В 1 классе обучение действительно безотметочное.
Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути.
К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника.
В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда.
Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником.
Важно, чтобы она была позитивной.
Как быть, если ребенок леворукий, а большинство детей пишут правой рукой?
Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья. Последствия переучивания леворуких детей чаще всего носят психоневрологический характер: нарушение сна, повышенная возбудимость.
Как питаются первоклассники в школе?
Закон позволяет обеспечить бесплатным питанием (завтраками) детей, обучающихся в начальной школе, начиная с 1 сентября 2020 года.
Закон позволяет обеспечить бесплатным питанием (завтраками) детей, обучающихся в начальной школе, начиная с 1 сентября 2020 года.
Предоставление горячего бесплатного питания (завтрака) школьникам младших классов (с 1 по 4 класс).
Дети из многодетных и малоимущих семей могут рассчитывать на двухразовое бесплатное питание.
Такая мера поддержки малоимущих семей называется государственной социальной помощью.
Учебно-воспитательная деятельность в Гимназии не может иметь успеха без тесных контактов с родителями.
Именно Вы должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательными участниками единого педагогического процесса.
Только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности.
Презентация
[Скачать с сервера ( .pdf , 5.77 Mb) ]